Присвоение значений
Такие ситуации неоднократно применялись в этой лекции для иллюстрации видов преобразования. Приведение может потребоваться, если переменной одного типа присваивается значение другого типа. Возможны следующие комбинации.
Если сочетание этих двух типов образует запрещенное приведение, возникнет ошибка. Например, примитивные значения нельзя присваивать объектным переменным, включая следующие примеры:
// пример вызовет ошибку компиляции
// примитивное значение нельзя // присвоить объектной переменной Parent p = 3;
// приведение к классу-"обертке" // также запрещено Long a=5L;
// универсальное приведение к строке // возможно только для оператора + String s=true;
Далее, если сочетание этих двух типов образует расширение (примитивных или ссылочных типов), то оно будет осуществлено автоматически, неявным для разработчика образом:
int i=10; long a=i; Child c = new Child(); Parent p=c;
Если же сочетание оказывается сужением, то возникает ошибка компиляции, такой переход не может быть проведен неявно:
// пример вызовет ошибку компиляции int i=10; short s=i; // ошибка! сужение! Parent p = new Child(); Child c=p; // ошибка! сужение!
Как уже упоминалось, в подобных случаях необходимо выполнять преобразование явно:
int i=10; short s=(short)i; Parent p = new Child(); Child c=(Child)p;
Более подробно явное сужение рассматривается ниже.
Здесь может вызвать удивление следующая ситуация, которая не порождает ошибок компиляции:
byte b=1; short s=2+3; char c=(byte)5+'a';
В первой строке переменной типа byte присваивается значение целочисленного литерала типа int, что является сужением. Во второй строке переменной типа short присваивается результат сложения двух литералов типа int, а тип этой суммы также int. Наконец, в третьей строке переменной типа char присваивается результат сложения числа 5, приведенного к типу byte, и символьного литерала.
Однако все эти примеры корректны. Для удобства разработчика компилятор проводит дополнительный анализ при присвоении значений переменным типа byte, short и char. Если таким переменным присваивается величина типа byte, short, char или int, причем ее значение может быть получено уже на момент компиляции, и оказывается, что это значение укладывается в диапазон типа переменной, то явного приведения не требуется. Если бы такой возможности не было, пришлось бы писать так:
byte b=(byte)1; // преобразование необязательно short s=(short)(2+3); // преобразование необязательно char c=(char)((byte)5+'a'); // преобразование необязательно
// преобразование необходимо, так как // число 200 не укладывается в тип byte byte b2=(byte)200;